tamara041

Categories:

Налоговикам сказали активнее взяться за дробление

Инспекторам не местам велено переключить фокус внимания с однодневок, которых практически уже истребили, на схемы с дроблением. 

Понятие «дробление бизнеса» не определено никаким нормативным актом. Фактически под этим термином подразумевается разделение хозяйственной деятельности экономического субъекта на части для оптимизации налогообложения.

Действия ФНС

В последнее время налоговики активно взялись за выявление фактов дробления бизнеса.

ФНС поручила инспекциям на местах усилить контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика, с целью получения или сохранения права на применение специального налогового режима, предусматривающего пониженную, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговую нагрузку.

В письме ФНС № ЕД-4-2/25984 от 29.12.2018 сообщается, что схемы дробления бизнеса особенно часто распространены, в частности, в розничной торговле, оказании бытовых услуг и услуг общественного питания.

В памятках, рассылаемых налогоплательщикам, налоговики называют такие признаки дробления:

  • полное или частичное совпадение участников (акционеров компании);
  • полное или частичное совпадение менеджмента компании;
  • бизнес-процессы каждой из фирм образовывают единую систему всех связанных компаний;
  • общее имущество;
  • общий персонал (сотрудников переводят из одной фирмы в другую или они работают сразу на несколько компаний, будучи оформленными только в одной из них).

Признаки

В письме ФНС № СА-4-7/15895@ от 11.08.2017 систематизирован обзор судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам проверок, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем дробления бизнеса.

Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, по определению могут выступать следующие обстоятельства:

  • дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД или УСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
  • применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
  • налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
  • участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;
  • создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;
  • несение расходов участниками схемы друг за друга;
  • прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
  • формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
  • отсутствие у подконтрольных лиц принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
  • использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта, адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков (в которых открываются и обслуживаются расчетные счета), контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;
  • единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;
  • фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;
  • единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства; подбор персонала; поиск и работу с поставщиками и покупателями; юридическое сопровождение; логистику и т.д.;
  • представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;
  • показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  • данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
  • распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Когда дробление законно

Суды признают дробление законным, если у такого подхода имеется конкретная деловая цель, вновь созданные фирмы полностью самостоятельны и ведут реальную деятельность.

Один из таких примеров — дело № А71-17006/2016. Суд встали на сторону компании, отметив, что само по себе «дробление бизнеса» не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, что следует из п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В письме ФНС № ЕД-4-2/25984 от 29.12.2018 отмечается, что налоговики не должны предъявлять необоснованные претензии к разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта.

klerk.ru



<Письмо> ФНС России от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984 "О  злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого  бизнеса"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМОот 29 декабря 2018 г. N ЕД-4-2/25984 О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХНАЛОГОВЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Федеральная  налоговая служба в связи с многочисленными сообщениями граждан и  организаций о схемах дробления бизнеса, получивших распространение, в  частности, в розничной торговле, оказании бытовых услуг и услуг  общественного питания, в иных сферах бизнеса, в которых согласно  законодательству о налогах и сборах применяются специальные налоговые  режимы, сообщает следующее.Налоговые  преимущества в форме специальных налоговых режимов установлены только  для малого бизнеса и по своей сути призваны создать равные конкурентные  условия для всех участников рынка.Злоупотребления такими преимуществами нивелируют усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса.В  целях выявления этих злоупотреблений ФНС России поручает усилить  контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые  создают видимость деятельности нескольких самостоятельных  налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика, с  целью получения или сохранения права на применение специального  налогового режима, предусматривающего пониженную, по сравнению с общим  режимом налогообложения, налоговую (фискальную) нагрузку.Злоупотребления  налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса,  необходимо выявлять, в том числе во взаимодействии с общественными  организациями, объединяющими представителей малого бизнеса,  уполномоченными по правам предпринимателей в регионах и  бизнес-сообществом, обращая пристальное внимание на обращения граждан по  данному вопросу.Такая работа с целью профилактики данных нарушений должна сопровождаться соответствующим информированием малого бизнеса.В своей работе налоговым органам учитывать обзоры судебной практики, направленные письмами ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@, от 11.10.2017 N СА-4-7/20486@ и от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643, а также письмо  ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению  положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации".При  этом необходимо исключить предъявление необоснованных претензий к  разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор  и изменение бизнес-структуры является исключительным правом  хозяйствующего субъекта.Обращается  внимание, что законодательством о налогах и сборах предусмотрена  возможность для налогоплательщиков в добровольном порядке уточнить свои  налоговые обязательства и при наличии оснований пересчитать подлежащие  уплате налоги по общей системе налогообложения без применения налоговых  санкций.Руководителям  (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой  службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до  нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков, и обеспечить его  применение. Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 классаД.В.ЕГОРОВ


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.